Новинка: «Новоторка». Монеты с железнодорожной тематикой

Вам нравится путешествовать по железной дороге? Вы любите смотреть на проходящие поезда, а на заставке вашего компьютерного монитора установлено фото из паровозного музея? Тогда вам понравится наше новое предложение – монета «Новоторка» железнодорожной серии.

Торжок – железнодорожный узел

Паровоз Э, являющийся мировым рекордсменом как по времени постройки (с 1912 по 1957 годы), так и по количеству выпущенных экземпляров – около 11 тысяч. Или современный подвижной состав, как, например, тепловоз ТЭП70 или электропоезд ЭТ2М. Вариантов может быть много. Тематика выбрана не случайно. Во-первых, Торжок – это железнодорожный узел, что само по себе уже даёт право включать чугунку в перечень местных достопримечательностей. Во-вторых, новейшая история Торжка так или иначе связана со стальной колеёй. А для того, чтобы подчеркнуть не только её значимость, но и привлекательность, процитируем фрагмент из книги Алексея Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог»: «Несмотря на то, что дорога железная и поэтому, казалось бы, должна быть чужда живой природе, она удивительным образом гармонирует с ней. Это один из феноменов железки. Очень скоро после сооружения железная дорога становится привычной взгляду, полностью сливается с ландшафтом и заставляет даже усомниться в том, что когда-то никакой дороги здесь и вовсе не было».      

Торжок – начало уникальной линии

30 июня 1870 года произошло событие, которое хоть и не перевернуло многовековой уклад Торжка, но в дальнейшем оказало влияние на развитие России. В этот день паровозный гудок известил об открытии первого участка Новоторжской железной дороги от станции Осташковской (ныне – Лихославль) протяжённостью в 32 версты. Так в Торжок пришла стальная колея. Через четыре года было построено её продолжение до Ржева, а в 1911 году для нужд Каменской бумажной фабрики появилась линия Торжок - Кувшиново, впоследствии продлившаяся до станции Соблаго Бологое-Полоцкой железной дороги. Линия Торжок - Соблаго, во многом благодаря тому, что находится в стороне от оживлённых магистралей и крупных населённых пунктов, сохранила свою первозданность. Там, как и сто лет назад, рельсы лежат на деревянных шпалах и песчаном балласте, стрелочные переводы – ручные с флюгарками, а на нескольких участках от Кувшинова до Селижарова даже остались семафоры. И не просто остались, а по сей день используются в качестве средств сигнализации на перегонах.

Движения по этой линии практически нет, если не считать курсирующего два раза в неделю пригородного поезда, состоящего из тепловоза и одного вагона. Но, благодаря своей первозданности и старинной инфраструктуре, она достаточно популярна среди любителей чугунки. Наберите в поисковике фразу «линия Торжок-Соблаго», и увидите массу путевых заметок о ней.

Линия в сторону Ржева сегодня также не отличается загруженностью, хотя в советское время здесь ходило много пассажирских поездов из Санкт-Петербурга (тогда – Ленинграда) на Украину и в Крым.

Торжок – город инноваций на транспорте

В марте 1916 года в Торжке был основан Первый коренной парк конно-железнодорожных войск, вскоре ставший Торжокским вагоностроительным заводом. Предприятие пережило две революции, эвакуацию в годы Великой Отечественной войны в Казань, послевоенное восстановление, но оказалось бессильным перед равнодушием государства в нынешнем веке. Несколько лет назад завод был признан банкротом, производство остановлено, а работники отправлены в бессрочные отпуска с долгами по зарплате. В конце прошлого года появилась надежда на возрождение по-своему уникального предприятия: был найден инвестор, людям стали возвращать задолженности по зарплате.

В разное время завод выпускал грузовые и специальные вагоны для Почты России и Министерства обороны, дизель-электропоезда ДТ1, способные работать как от контактной сети, так и на дизельной тяге, электропоезда ЭТ2М, курсирующие между Тверью и Торжком и на всём главном ходу Октябрьской железной дороги от Москвы до Петербурга. Один из поездов данной серии с номером 041, построенный в 2001 году, носит имя легендарного лётчика, генерал-майора авиации Бориса Воробьёва.

Мы надеемся, что с возрождением Торжокского вагонзавода будет создан и музей предприятия.

Ещё в Торжке находится филиал проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства. Сферой его деятельности является разработка оборудования для обслуживания, ремонта и испытания тягового подвижного состава, модернизация локомотивов, выпуск тренажёрных комплексов и т.д. Электропоезда, строившиеся на ТорВЗ, также создавались при участии филиала ПКБ.

Торжок – центр железнодорожного туризма

Всё сказанное выше позволяет воспринимать Торжок и как центр железнодорожного туризма. Надеемся, что очень скоро он будет иметь такой статус. Значит, сувениры с соответствующей атрибутикой станут приятным воспоминаете о поездке в этот древний и красивый город.

Лицевая сторона

Оборотная сторона